Защита прав несовершеннолетних детей является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Очевидно, что дети — это наименее защищенная социальная категория граждан нашей страны. И хотя их призваны защищать в первую очередь родители, очень часто случается так, что несовершеннолетних приходится защищать от их собственных матери и отца.
С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами:
- Жить и воспитываться в семье
- Общаться с родителями и другими родственниками
- Защищать свои права
- Выражать своё мнение
- Право на имя, отчество и фамилию
- Изменение фамилии и имени
- Право на имущество
- Право на медицинское обслуживание
- Право на образование и другие.
Данные права установлены и гарантированы:
- Конституцией РФ;
- Семейным кодексом РФ;
- Федеральным законом № 124-ФЗ от 24.07.98 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".
Право детей на здравоохранение
Согласно 41 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Дети граждане России, соответственно они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание. Перечень видов бесплатной медицинской помощи детям:
1. Скорая медицинская помощь, при: - состояниях, угрожающих жизни или здоровью детей, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями;
2. Амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому:
- первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная;
- консультации, диагностика и лечение у специалистов, стоматологическая помощь;
- консультации, диагностика и лечение у специалистов детей в возрасте до 18 лет в центрах и кабинетах планирования семьи и репродукции человека;
- прививки (согласно национальному календарю прививок и по эпидемиологическим показаниям);
- профилактические осмотры детей в возрасте до 18 лет;
- целевые медицинские осмотры;
- диспансерное наблюдение здоровых детей, занимающихся физической культурой и спортом;
3.Стационарная помощь при:
- острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний, травмах, ожогах и отравлениях, требующих госпитального режима, интенсивной терапии и круглосуточного наблюдения;
- инфекционных заболеваниях, требующих госпитализации и изоляции по эпидемиологическим показаниям;
- плановой госпитализации и реабилитации при заболеваниях, требующих круглосуточного наблюдения и лечения в условиях стационара (в т.ч. в детских и специализированных санаториях);
4.Помещение в дневные стационары при проведении профилактических, диагностических, лечебных мероприятий больным, не требующим госпитального режима и круглосуточного врачебного наблюдения в стационаре и интенсивной терапии;
Перечисленные виды медицинской помощи оказываются специалистами профильных отделений (коек) по группам заболеваний и состояний:
- ВИЧ-инфицированные, больные СПИДом при наличии другой патологи получают медицинскую помощь в любом профильном отделении;
- проведение реабилитационного и восстановительного лечения детей и подростков до 18 лет осуществляется в любом профильном отделении на койках восстановительного лечения.
Право детей на образование
Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.
- Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
- Привлечение учащихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
- Принуждение учащихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.
- Учащиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
- Учащиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.
Защита прав несовершеннолетних детей
- Ст. 56 Семейного Кодекса РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.
- Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем) органом Опеки и попечительства, прокурором, судом.
- При нарушении прав и законных интересов ребенка, при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой в орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет в суд.
- Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган Опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
- Функции защиты прав несовершеннолетних (в частности и при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком) возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.
- Ст. 156 уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.
- Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.
- Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласно статье 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.
Как осуществляется защита прав ребенка?
Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).
К первым относятся:
- Прокуратура,
- Органы внутренних дел.
Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:
- предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);
- предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);
- непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);
- внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25
Закона «О прокуратуре РФ»);
- опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренныхзаконом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).
Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей ,также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежащем исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.
Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:
- предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
- осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;
- организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;
- подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.
В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с
воспитанием детей.
Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом.
Защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правоваязащита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы уполномочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по-разному, в зависимости от конкретной ситуации.
Важной предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями. К сожалению, основная часть законов, принятых до настоящего времени, направлена на прописывание роли ведомств и определение границ их деятельности. Это привело к усилению межведомственных барьеров и потенцировало борьбу ведомств за бюджетные средства, в то время как механизм взаимодействия ведомств и их ответственности за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан.
Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка – закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Однако реальных предпосылок для осуществления данного права пока не существует, так как действующее гражданско-процессуальное законодательство не определяет положение несовершеннолетнего участника гражданского процесса, утратившего родительское попечение. Что касается жалоб в орган опеки и попечительства, в прокуратуру или в какие-либо иные органы, занимающиеся защитой прав детей, то, несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, ребенок чаще всего не может ею воспользоваться, отчасти потому, что не знают своих прав, и не имеют доступа к независимым источникам правовой помощи. Кроме того, учитывая, что виновником насилия часто является директор или сотрудник детского дома или иное должностное лицо, дети не верят в возможность добиться справедливости.
Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе
соответствующие меры.
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребенка. Основным актом о правах ребенка на
международном уровне является Конвенция о правах ребенка – это документ о правах ребенка из 54 статей. Права, входящие в конвенцию, распространяются на всех детей. Основным актом о правах ребенка в России является федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей являетсяпризнание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах и т.п.
Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Конвенцию ратифицировало 191 государство.
Двадцать первый век с каждым годом бросает все новые вызовы обществу, а население все больше привыкает к тому, что накапливающиеся проблемы можно и нужно решать, что называется, цивилизованным путем – обращаясь в компетентные органы или и вовсе в судебные инстанции. Однако попытки досудебного урегулирования, процедура подачи иска, участие в самом разбирательстве зачастую требуют знаний, которыми обычный гражданин без специального юридического образования не обладает. Единственный выход из подобных ситуаций – найм профессионала, что в зависимости от сложности спора может потребовать значительных вложений средств. Но что в таком случае делать самым незащищенным слоям населения, таким, как, например, дети-сироты, которые и без того остались без попечения родителей и обращаться им за помощью, на первый взгляд, не к кому. Однако на самом деле законодатель и исполнительная власть уже побеспокоились о подобном развитии событий и на высшем уровне предусмотрели механизмы, которые могут обеспечить надежной юридической поддержкой детей-сирот в трудной жизненной ситуации. Указ
Президента Российской Федерации от 28.12.2012 №1688 предусмотрел ряд решений, направленных на реализацию государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а Федеральный закон от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» - возможность безвозмездной защиты прав и законных интересов детей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законных представителей: лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения, детей-инвалидов и их родителей.
Так, бесплатная юридическая помощь оказывается в виде правового консультирования в устной и письменной форме; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представления интересов в судах, государственных и муниципальных организациях. Ее оказание осуществляется лицами-участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, лицами-участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи, иными лицами, имеющими на то право в соответствии с правовыми актами. Участники государственной системы, например, оказывают помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции в порядке, установленном для рассмотрения граждан. Также консультативную помощь оказывают и нотариусы, но в рамках компетенции по совершению нотариальных действий. В соответствии с законами субъектов могут создаваться государственные юридические бюро, к участию на бесплатной основе могут привлекаться и адвокаты. Ежегодно уполномоченный орган опубликовывает в сети
«Интернет» и СМИ список адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.
Государственные бюро и адвокаты в процессах с участием детей-сирот составляют заявления, ходатайства и жалобы, принимают участие в судебных заседаниях по вопросам, касающимся признания права на жилое помещение, договоров социального найма, договоров найма специализированного жилого помещения, расторжения соответствующих договоров, выселения из указанных жилых помещений; установления опеки и попечительства, заключения договора опеки и попечительства, защиты прав и законных интересов детей, об обеспечении мер государственной поддержки детям. Полный перечень случаев, при которых возможно бесплатное участие бюро или адвоката закреплен в статье 20 Федерального закона от 21.11.2011 №324-ФЗ. Необходимо учитывать, что обращение в государственную систему бесплатной помощи возможно только при
наличии правовых оснований.
Помимо государственных структур заявители могут обратиться в юридические клиники (студенческие консультативные и юридические бюро) или негосударственные центры помощи, которые создаются в форме некоммерческой организации. Вышеуказанные организации оказывают консультации, составляют заявления, жалобы и ходатайства, а также иные документы правового характера.
Уполномоченный орган ведет соответствующий список негосударственных центров и размещает его на официальном сайте в сети «Интернет».
Таким образом, просим обратить внимание на имеющиеся возможности при разрешении правовых споров, которые могут способствовать быстрым и квалифицированным действиям в сложной жизненной ситуации. Не попадайтесь на удочки мошенников и помните, что государство стоит на вашей защите.